Строительный контроль — что это такое, как проводится и о чем стоит знать

Строительный контроль — что это такое, как проводится и о чем стоит знать

  1. Когда проводится строительный контроль?
  2. Цель строительного контроля
  3. Кто проводит?
  4. Что нужно учесть индивидуальному застройщику?
  5. Несколько рекомендаций

Ответ на этот вопрос специалисты, конечно же, знают. А вот индивидуальные застройщики нередко или не имеют о строительном контроле вообще никакого понятия (хотя на деле частично и осуществляют), или путают с техническим надзором (государственным). В чем разница и что это такое?

В общепринятом толковании, по сути, разницы никакой. Дело в том, что технический надзор – это устаревшее понятие, и сейчас специалисты оперируют словосочетанием «строительный контроль». Его еще нередко называют «производственным». О целях и порядке осуществления необходимых мероприятий подробно расписано в «Градостроительном Кодексе РФ» от 2004 года, в частности, в ст. 53. Не каждый человек без определенной подготовки сможет разобраться в специфической терминологии, поэтому есть смысл «расшифровать» отдельные положения документа. Ну а кто захочет вникнуть в данный вопрос более глубоко, найдет соответствующую информацию в специальной (справочной) литературе.

Кстати, есть и еще одно понятие – «государственный строительный надзор» (там же, ст. 54). Но это уже несколько иное, и больше оно касается объектов капитального строительства, работы на которых финансируются из госбюджета (регламент отражен в Постановлении Правительства № 468 – 21.06.10).

Не вникая во все тонкости, рассмотрим вопрос в той мере, в которой он касается индивидуальных застройщиков. Но прежде следует указать на принципиальную разницу в понятиях «надзор» и «контроль». «Надзор» – это из области права, и касается он вопросов соблюдения законности при поведении различного рода работ. А вот «контроль» относится к деятельности хозяйственной (производственной), следовательно, связан с проверкой качества выполнения операций и тому подобное.

Конечно, такая трактовка является упрощенной, но смысл понятен. «Надзор» не «обращает» внимания на правильность проведения тех или иных мероприятий, их обоснованность, необходимость в каждом конкретном случае (а это – удорожание строительства!), качество и так далее. Главная задача – соблюдение законности. А вот «контроль» – это более объемное понятие.

Когда проводится строительный контроль?

На всех этапах возведения нового сооружения (конструкции), а также при работах, связанных с их переделками или обновлением (реконструкция, восстановление и ремонт). Именно поэтому его можно назвать «многоуровневой» системой, включающей комплекс определенных мероприятий.

Цель строительного контроля

Определение соответствия хода работ составленному графику, соблюдение технологии проведения операций, обоснованность расхода строительных, отделочных и иных материалов, оценка качества и тому подобное.

Кто проводит?

Здесь вариантов много, о чем и говорится в Кодексе. Все дело в том, как составлен Договор на проведение определенной работы. Поэтому перечислим все «стороны», которым дается такое право:

• застройщик;
• заказчик;
• «третья сторона», которая привлекается по обоюдной договоренности сторон.

Что нужно учесть индивидуальному застройщику?

При возведении собственного дома выполнить все мероприятия в полном объеме не сможет никто. Ведь выложить стены, смонтировать крышу – это еще не все. Чтобы строение было жилым, понадобится обустроить ряд инженерных коммуникаций, подключить их к соответствующим магистралям. Поэтому так или иначе на определенных этапах придется обращаться к специалистам.

О «шабашниках» говорить не стоит. На них можно сэкономить, но какую ответственность они несут? Что и как с них потом, в случае необходимости, можно спросить и взыскать? Подробно мы уже рассматривали вопрос о подборе бригады для ремонта и строительства. В каждой специализированной организации есть или специалист (-ты), или целое подразделение, занимающиеся контролем над ходом работ. Но пойдут ли они на конфликт с начальством в случае выявление нарушений? Во многих случаях просто «закроют» глаза и пройдут мимо, так как они получают зарплату в организации Подрядчика и, следовательно, заинтересованы в быстрейшем освоении средств.

Поэтому, заключая Договор на определенный вид работ, следует оговорить, что строительный контроль будет осуществлять независимый эксперт. И вот здесь сразу станет ясно, «чего стоит» выбранная организация Подрядчика.

Если она не отличается высоким качеством исполнения, допускает технологические ошибки, упрощает отдельные операции, то вопрос со сторонней экспертизой у соответствующего сотрудника вызовет «болезненную» реакцию. Ну а вывод каждый волен делать самостоятельно.

Конечно, независимая экспертиза потребует дополнительных затрат. Но она того стоит, так как позволит избежать в дальнейшем еще больших финансовых потерь и сильной «головной боли». С чем они могут быть связаны?

  • Неправильно составленная Подрядчиком смета, необоснованное завышение цен как на работы, так и на материалы. Кстати, многие недобросовестные фирмы этим и занимаются, пользуясь неосведомленностью Заказчика в вопросах, относящихся к данной сфере.
  • Упрощение технологии проведения операций. Как следствие (часто через некоторое время, после окончания гарантийного периода) – перекосы, деформация отдельных элементов, трещины, протечки и так далее. Наиболее «проблемные» и «затратные» дефекты могут быть вызваны неправильной осадкой или смещением фундамента. Сколько это создаст проблем и потребует денег, говорить не стоит.
  • Использование более дешевой продукции приводит к ухудшению таких важных характеристик, как теплопроводность, прочность, влагостойкость и ряд других. Значит, придется снова заниматься дополнительной гидроизоляцией, утеплением и так далее.
  • Изменение, к примеру, схемы прокладки трасс коммуникаций без согласования с хозяином. Как правило, частному застройщику практически всегда приходится верить на слово прорабу, что «вот так сделать лучше и удобнее». Но нередко такая «инновация» ведет к ухудшению качества работы системы, о чем Заказчик и не подозревает, а мастера выигрывают во времени. Причем оплата уже заложена в смете как за весь комплекс работ по монтажу конкретной «нитки». Следовательно, Подрядчик получает часть наших денег «ни за что», причем с нашего же согласия.
Читайте также:
Как и какими материалами утеплить балкон или лоджию изнутри самостоятельно

Несколько рекомендаций

При заключении Договора с лицом, которое будет осуществлять независимую экспертизу, нужно выяснить, есть ли у него допуск СРО!

С целью подстраховки Договор на строительный контроль нужно составить так, чтобы была возможность давать поэтапную оценку качества. Тогда, если будет замечен систематический брак, нетрудно расторгнуть отношения и пригласить других специалистов. А с «бракоделов» взыскать в установленном порядке, через суд.

Первичной информации по строительному контролю более чем достаточно. А как ею воспользоваться, читатель должен решить сам.

Строительный контроль — что это такое, как проводится и о чем стоит знать

ГрК РФ Статья 53. Строительный контроль

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 53 ГрК РФ

1. Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 373-ФЗ, от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации.

(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 240-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. В отношении отдельных объектов федерального значения, а также иных объектов капитального строительства, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, Правительство Российской Федерации в установленных им случаях принимает решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением. Правительством Российской Федерации могут быть установлены случаи, в которых по решению Правительства Российской Федерации строительный контроль при строительстве объектов транспортной инфраструктуры, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств федерального бюджета, проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, или подведомственными указанным органам государственными (бюджетными или автономными) учреждениями.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.12.2020 N 468-ФЗ, от 01.07.2021 N 275-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Лицо, осуществляющее строительство, обязано извещать органы государственного строительного надзора о каждом случае возникновения аварийных ситуаций на объекте капитального строительства.

4. В процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.

Читайте также:
Пилим шифер — лучшие способы и инструменты для резки

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. При выявлении по результатам проведения контроля недостатков указанных в части 4 настоящей статьи работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения застройщик или технический заказчик может потребовать проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения повторно после устранения выявленных недостатков. Акты освидетельствования таких работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения должны составляться только после устранения выявленных недостатков.

(в ред. Федерального закона от 28.11.2011 N 337-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случаях, если выполнение указанных в части 4 настоящей статьи других работ должно быть начато более чем через шесть месяцев со дня окончания проведения соответствующего контроля, контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, должен быть проведен повторно с составлением соответствующих актов.

7. Замечания застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, привлекаемых ими для проведения строительного контроля лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, о недостатках выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства должны быть оформлены в письменной форме. Об устранении указанных недостатков составляется акт, который подписывается лицом, предъявившим замечания об указанных недостатках, и лицом, осуществляющим строительство.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2011 N 337-ФЗ, от 03.07.2016 N 372-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. После завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства подписывается акт, подтверждающий соответствие параметров соответственно построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

8. Порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)

Проверки в строительной отрасли: что нужно знать

В развитие данной реформы Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 утверждено Положение о федеральном государственном строительном надзоре № 1087 и начиная с 1 июля 2021 года начали действовать новые правила проверок в строительстве.

В части проведения проверок в регионах в срок до 1 января 2022 года в каждом субъекте РФ высшему исполнительному органу государственной власти предстоит утвердить положение об осуществлении регионального государственного строительного надзора. А пока проверки в регионах осуществляются по старым правилам.

Перечислим основные изменения, которые произошли в отношении государственного строительного надзора.

В новом положении о государственном строительном контроле установлен подробный перечень профилактических мероприятий.

Такие мероприятия, как информирование, объявление предостережения, консультирование, профилактический визит позволит застройщику не допускать нарушений и ошибок при строительстве.

В свою очередь, следует понимать, что профилактические меры — это не замещение проверочных мероприятий, и будут проводиться профилактические мероприятия только в отношении незначительных нарушений норм и правил строительства.

Еще одной из новелл нового регулирования контрольной деятельности в строительной отрасли является расширение оснований для проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Как и ранее, контрольные мероприятия проводятся на основании программы проверок, которая формируется органом строительного надзора не позднее 10 рабочих дней после поступления извещения о начале работ по строительству или реконструкции объекта капитального строительства на весь срок строительства или реконструкции. Только сейчас срок проведения проверки не 20 рабочих дней, а 10 дней.

Кроме того, исключено требование о проведении плановых контрольных мероприятий со стороны государственного строительного надзора.

После завершения строительства или реконструкции объекта капстроительства органом государственного строительного надзора проводится выездная проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации либо об отказе в выдаче такого заключения.

Кроме надзорных мероприятий, проводимых на основании программы проверок, новым законом дополнены основания проверок, например:

  1. наличие у надзорного органа сведений, что охраняемым законом ценностям причинен вред или есть угроза причинения вреда;
  2. президент РФ, правительство РФ поручили провести проверочные мероприятия в отношении конкретных контролируемых лиц;
  3. прокурор потребовал провести проверочные мероприятия в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
  4. истек срок исполнения решения контрольного органа об устранении нарушения обязательных требований.

Из положительного для застройщиков хотелось бы отметить, что еще недавно служба строительного надзора имела право проводить внеплановые проверки по любой поступившей информации о фактах ведения строительных работ, и поводом для инспекции на стройку могло стать обращение граждан, заявление юридических лиц, органов власти и тому подобное. После вступления в силу ФЗ № 248 от 31.07.2020 «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» проведение внеплановых проверок возможно только после официального согласования с прокуратурой.

Читайте также:
Самостоятельная отделка балкона сайдингом — подробная инструкция с видео

Органу государственного строительного надзора вменяется новая функция — осуществление контроля за строительством самовольных объектов и объектов, возводимых с нарушениями.

В случае если выявлен факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство или факт несоответствия объекта капитального строительства параметрам, указанным в разрешении на строительство, орган строительного надзора в срок не позднее 5 рабочих дней направляет в орган местного самоуправления уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.

Из новелл — на законодательном уровне закреплен принцип недопустимости проведения проверки одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.

В случае осуществления строительного контроля в отношении строящегося или реконструируемого объекта не осуществляются такие виды государственного контроля, как государственный пожарный надзор, государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный экологический контроль (за исключением экологического контроля в отношении объектов, строительство или реконструкция которых осуществляются во внутренних морских водах, границах особо охраняемых природных территорий).

Таким образом, в настоящем действует новое правило: двойной контроль деятельности контролируемого лица недопустим.

Набирает обороты и информированность предпринимателей по проведению контрольно-надзорных мероприятий. Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий теперь должны отражаться в информационной системе. В связи с чем органы государственного строительного надзора обязаны вести реестр объектов капитального строительства (это касается объектов, проектная документация которых подлежит экспертизе).

По моему мнению, цифровизация контроля в определенной мере обеспечит соблюдение прав контролируемого лица, поскольку застройщик в любое время может проверить какие профилактические и контрольные мероприятия будут проводиться в отношении него, а впоследствии узнать о результатах проверки.

Из новелл, на которые следует обратить внимание: обязательный досудебный порядок обжалования действий или бездействия должностных лиц государственного строительного надзора. Сразу оговорюсь, что сейчас только для четырех видов строительного контроля применяется обязательный досудебный порядок рассмотрения жалоб. К ним относится контроль за промышленной безопасностью, энергетический контроль, надзор за строительством гидротехнических сооружений, надзор за ведением работ, связанных с пользованием недрами.

В том случае, если надзорные мероприятия проведены с нарушением закона, решения по итогам проверки будут отменены.

Подытоживая изложенное, отмечу, новые правила направлены на снижение давления административной нагрузки на предпринимателей, поэтому будем надеяться, что в ближайшем будущем частота проверок уменьшится, правила проведения проверок станут простыми, понятными и прозрачными.

Что такое строительный контроль. Кто его осуществляет и чем он регламентируется

Дорогие читатели, на блоге «Строймир наизнанку» много статей по оформлению исполнительной документации при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства. Сегодня начнем новую рубрику по вопросам осуществления строительного контроля. Все мы на стройке сталкивались с представителями технадзоров, но не многие представляют кто они такие и даже как правильно они называются.

  1. Технадзор или строительный контроль
  2. Что это такое
  3. Нормативные документы
  4. Постановление Правительства от 21.06.2010 №468:
  5. Статья 53 ГрК РФ «Строительный контроль»
  6. Кто должен осуществлять СК
  7. Отличие строительного контроля от государственного строительного надзора
  8. СК заказчика и СК подрядчика
  9. Требования к специалисту СК
  10. Пример уведомления о включении в реестр Нострой
  11. Что должен знать инженер по строительному контролю
  12. Организации осуществляющие строительный контроль
  13. Нужно ли СРО для осуществления СК

Технадзор или строительный контроль

По сути это одно и тоже. Раньше было понятие технадзор, которое до сих пор осталось в обиходе строителей. Но сейчас технадзоры это инженера по вопросам строительного контроля. Сейчас это четко установлено в градостроительном законодательстве. Поэтому будет правильно называть именно инженер по строительному контролю, а не технадзор.

Что это такое

Строительный контроль — это проверка выполненных работ при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

Нормативные документы

Основной документ, который регламентирует необходимость осуществления строительного контроля, это Градостроительный кодекс Российской Федерации, а именно ст. 53 ГрК РФ. Порядок осуществления СК установлено Правительством РФ и утверждено постановлением от 21 июня 2010 года №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства».

Также необходимость проведения строительного контроля прослеживается и в сводах правил, в национальных стандартах и технических регламентах в области строительства.

Постановление Правительства от 21.06.2010 №468:

Статья 53 ГрК РФ «Строительный контроль»

Кто должен осуществлять СК

Согласно ч. 2 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль должен проводить: лицо, осуществляющее строительство; застройщик, либо технический заказчик; лицо, ответственное за эксплуатацию здания или региональный оператор. Но основной СК осуществляет лицо, осуществляющее строительство. Более подробно ниже на скрине:

Отличие строительного контроля от государственного строительного надзора

Строительный контроль осуществляется самими строителями и застройщиком объекта. Регламентируется 53 статьей ГрК РФ. Представители строительного контроля подписывают акты скрытых работ, акты ответственных конструкций, исполнительные схемы, акты приемки объекта, акты выполненных работ и т.д. То есть они постоянно присутствуют на объекте. Строительный контроль осуществляется на всех объектах строительства, реконструкции и капитального ремонта.

Читайте также:
Самостоятельное обустройство пола на балконе — варианты покрытия и советы

Государственный строительный надзор осуществляется независимым органом исполнительной власти. Фактически государственный надзор следит за порядком осуществления строительного контроля, но только на тех объектах, которые подлежат надзору согласно ст. 54 ГрК РФ. ГСН не участвует в подписании исполнительной документации, но проверяет его оформление. На объекте бывает редко, в основном на приемке ответственных работ согласно программе проверок. О государственном строительном надзоре я писал в статье «Государственный строительный надзор: что это такое и стоит ли его бояться«.

СК заказчика и СК подрядчика

Строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. В случае осуществления строительства по договору, то есть генподрядчик и застройщик разные лица, то строительный контроль также осуществляет и застройщик.

В СП 48.13330.2019 установлены требования к строительному контролю застройщика и лица, осуществляющего строительство:

в. п. 9.3 СП указаны требования (функции) СК лица, осуществляющего строительство:

в п. 9.4 и 9.5 СП указаны требования (функции) к СК застройщика:

Как я и писал выше строительный контроль проводит лицо, осуществляющее строительство. А застройщик лишь проверяет порядок осуществления строительного контроля лицом, осуществляющим строительство.

Требования к специалисту СК

Есть определенные требования к специалисту строительного контроля. Не все строители имеют право проводить контроль. Представители лица, осуществляющего строительство и застройщика по вопросам строительного контроля должны состоять в национальном реестре специалистов Нострой . Чтобы вступить в этот реестр есть установленные требования, которые указаны в ч.6 ст. 55.5-1:

По результатам вступления в реестр специалистов присваивается идентификационный номер специалиста, который указывается в актах АОСР, АООК и т.д.

Пример уведомления о включении в реестр Нострой

Что должен знать инженер по строительному контролю

Данная должность очень ответственная. На первый взгляд инженера строительного контроля (технадзоры) ничем не занимаются, лишь ходят и докапываются до честных прорабов. Но это совсем не так. Строительный контроль отвечает за качество выполненных работ и безопасность построенного объекта всю жизнь. В том числе и за освоение бюджета строительства. Ведь представители строительного контроля подписывают не только в исполнительной документации, но и в актах выполненных работ.

При аварийных или иных ситуациях на объекте в процессе строительства или в процессе эксплуатации в первую очередь допрашивают инженеров по вопросам строительного контроля. Это надо иметь ввиду если вы собираетесь идти работать инженером СК.

Инженер по вопросам строительного контроля должен знать все нормативные документы в области строительства, разбираться в технологии строительства, уметь читать проектную и рабочую документацию, разбираться в составлении исполнительной документации, быть жестким и настойчивым, ответственным. Главное инженер строительного контроля должен иметь большой опыт строительства и видеть скрытые и возможные дефекты строительных конструкций и материалов. Держать всех подрядчиков в «ежовых» рукавицах задачка не из легких.

Организации осуществляющие строительный контроль

СК можно осуществлять собственными силами при наличии соответствующих специалистов и всех иных документов. Но также можно передать функции по осуществлению строительного контроля сторонней организации по договору. Практически на все стройки, финансируемые из государственного бюджета, нанимают в качестве СК стороннюю организацию. Ведь не все имеют возможность и опыт проведения строительного контроля.

Нужно ли СРО для осуществления СК

Кому необходимо вступить в СРО установлено в ч. 3.1 ст.52 ГрК РФ. Для иных лиц вступление в членство СРО не установлено. Учитывая, что строительный контроль не относится к видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, следует, что для осуществления указанной деятельности на основании договора, заключенного с застройщиком или техническим заказчиком, с 01.07.2017 не требуется членство субъекта предпринимательской деятельности в саморегулируемой организации.

Кто проводит строительный контроль и какие работы он включает? Предупреждая риски

Необходимость строительного контроля возникает при возведении объектов любого типа. Благодаря ему заказчик может удостовериться, что все работы выполнены надлежащим образом и с соблюдением заявленных сроков, качество стройматериалов отвечает стандартам, а расходы соответствуют реальной смете. Данная статья поможет читателям узнать, что включает в себя контроль строительных объектов и какие организации его проводят.

Цели и задачи строительного контроля

Постановление Правительства РФ № 468 [1] и статья 53 Градостроительного кодекса РФ [2] обязывают осуществлять контроль качества строительных работ при возведении любых объектов.

Строительный контроль представляет собой комплекс проверок, назначение которых — подтвердить, что проводимые работы

  • соответствуют требованиям нормативных документов — проекта, технических регламентов, правил безопасности (в том числе экологической);
  • осуществляются с соблюдением сроков строительства и расходов, установленных сметой.

Наряду с определением «строительный контроль» встречаются синонимичные термины «строительный надзор», «технический надзор», «технический контроль». Однако между ними есть некоторые различия. Под техническим контролем обычно подразумевают проверку, которая проводится только заказчиком. Следовательно, это более узкое определение. Кроме того, можно встретить термин «авторский контроль», или «авторский надзор». Это вид оценки соответствия работ проектной документации. Авторский контроль обычно осуществляется разработчиком проекта, термин входит в понятие строительного контроля.

Читайте также:
Пневмонагнетатель (растворонасос) для полусухой стяжки – применение и цена аренды

Порядок проверки, требования к оценочным мероприятиям регламентируются в том числе в СНиП 12-01-2004 [3] . В документе указано, какие этапы включает в себя контроль выполнения строительно-монтажных работ. Также СНиПом оговариваются организации и лица, обязанные либо уполномоченные проводить те или иные виды проверки.

Основные цели надзора за строительными работами:

  • Обеспечение надлежащего качества строительных работ. К сожалению, компетентность и добросовестность исполнителя не всегда удается оценить заранее. Нередки случаи, когда подрядчик нарушает технологию, упрощает инженерные решения, установленные проектом, в результате чего неизбежно возникают проблемы при эксплуатации готового объекта.
  • Гарантия использования предусмотренных проектом строительных материалов и конструкций. Недобросовестный исполнитель работ может в корыстных целях заменить материалы более дешевыми, менее качественными. Вследствие этого снижаются эксплуатационные свойства здания, нарушаются экологические нормы, не говоря о том, что обманутый застройщик теряет средства.
  • Контроль бюджета, отсутствие неоправданных расходов в связи с некорректно составленной сметой подрядчика. Этот пункт особенно важен, если учесть, как часто встречаются в практике строительства случаи обмана заказчиков путем преднамеренного завышения цены материалов и преувеличения объемов работ.

Справедливо будет отметить, что не всегда нарушения являются следствием махинаций со стороны подрядчика: причинами ошибки могут стать некомпетентность, невнимательность составителя сметы.

Итак, строительно-технический контроль:

  1. Обеспечивает своевременную реализацию проекта. Благодаря строительному контролю удается избежать расходов, обусловленных нарушением сроков ввода здания в эксплуатацию.
  2. Дает подтверждение безопасности строительных работ и последующей эксплуатации объекта.
  3. Подтверждает соблюдение закона. Другими словами, заказчик услуг строительного контроля может быть уверен в отсутствии будущих проблем с Ростехнадзором и другими проверяющими организациями.

Требования к подрядчикам и специалистам стройнадзора

Поскольку порядок проведения строительного контроля определяется законодательством, специалисты и компании, осуществляющие технический надзор, подчиняются строгим требованиям.

Согласно Градостроительному кодексу [4] контроль строительных работ должен проводиться исполнителем или заказчиком. Роль первого обычно играет подрядчик, в качестве второго выступает застройщик (собственник) либо уполномоченная им организация. Юридическое лицо в профессиональной терминологии называется техническим заказчиком.

В свою очередь, и технический заказчик может перепоручать действия по строительному надзору сторонним профессионалам.

Главное требование к компании, предоставляющей услуги строительного контроля, — наличие разрешения на осуществление данных видов деятельности. Допуск должен быть выдан саморегулируемой организацией [5] .

Поскольку строительный контроль напрямую связан с безопасностью эксплуатации объектов, получить допуск СРО к этому виду деятельности может далеко не любая фирма. К юридическим лицам, заинтересованным в получении разрешения, предъявляются строгие требования.

Штат сотрудников такой фирмы должен включать в себя инженеров-проектировщиков, специалистов по электротехническим, сантехническим, вентиляционным системам, сметчиков, архитекторов, геодезистов и т.д.

Количество сотрудников организации должно быть не менее семи, если речь идет о юридическом лице — пять специалистов и два руководителя. Если на получение свидетельства СРО претендует индивидуальный предприниматель, требуется, чтобы штат организации включал в себя не меньше пяти сотрудников. Руководители компании должны иметь высшее профессиональное образование и как минимум семилетний стаж работы в области строительства [6] .

Чтобы получить допуск СРО, фирма предоставляет обширный пакет документов, в том числе подтверждающих, что в компании действует система проверки качества выполняемых работ.

Порядок проведения строительного контроля

Процесс технического надзора состоит из нескольких этапов в соответствии с порядком реализации проекта. Обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг строительного контроля, можно в любой момент, но чем раньше заказчик приступит к проверке, тем меньше расходов он понесет в итоге. Нарушения, допущенные исполнителями на ранних этапах строительства и не выявленные вовремя, нередко влекут за собой серьезный финансовый ущерб.

Исходя из этого, рекомендуется приступать к контролю качества строительно-монтажных работ на стадии планирования, а заканчивать проверочные мероприятия после сдачи объекта в эксплуатацию.

При обращении клиента в компанию, предоставляющую услуги строительного надзора, после изучения всех нюансов предстоящего сотрудничества между сторонами заключается соглашение. В нем указывают права и обязанности заказчика и организации, осуществляющей контроль, оговаривают сроки выполнения работ.

Действия по контролю производятся экспертной группой или одним инженером — это зависит от масштабов строительства.

По условиям договора контролирующий специалист (или группа), как правило, принимает на себя следующие обязанности:

  • проверять проектную документацию на предмет наличия всех требуемых документов и их соответствия нормативам;
  • контролировать правильность составления сметы подрядчиком, в том числе корректное применение расценок;
  • следить за соблюдением графика строительных работ;
  • контролировать качество применяемых материалов, оценивать их соответствие проекту, проверять наличие сертификатов и другой документации;
  • следить за тем, чтобы работы выполнялись согласно проектным решениям и действующим градостроительным нормативам;
  • контролировать соблюдение правил хранения материалов;
  • обеспечивать оперативное выявление и устранение нарушений;
  • осуществлять приемку произведенных работ с подписанием надлежащих актов на отдельных стадиях строительства;
  • обеспечивать соблюдение объемов строительно-монтажных работ, установленных проектом;
  • следить за правильностью исполнительной документации и т.д.

В процессе осуществления строительного контроля ответственный специалист регулярно предоставляет заказчику отчеты о результатах проверки. Благодаря этому клиент получает возможность в режиме реального времени следить за ходом работ на объекте, не беспокоясь при этом о должном их исполнении.

Перечень работ по строительному контролю

Контроль строительно-монтажных работ ведется по нескольким направлениям. Перечислим основные мероприятия в рамках каждого из них.

Читайте также:
Четыре этапа строительства каркасного дома своими руками
Проверка проектной документации

Эксперты по строительному контролю проверяют:

  • все ли необходимые документы предоставлены заказчиком;
  • соответствуют ли осевые размеры здания, обозначенные в проекте, разбивочным геодезическим сетям;
  • согласована ли проектная документация во всех государственных органах, утвержден ли проект должным образом;
  • не нарушают ли границы строительной площадки, обозначенные на генеральном плане, существующих земельных сервитутов;
  • содержится ли в документации по проекту список работ и материалов, от качества которых зависит безопасность строительства и эксплуатации объекта и т.д.

Если в предоставленной заказчиком документации обнаруживаются нарушения или недоработки, специалисты по контролю дают рекомендации по внесению необходимых исправлений.

Приемка геодезической сети, закрепленной на местности

Эксперты контролируют, насколько точно указанные в проекте координаты перенесены на местность, надежно ли зафиксированы геодезические знаки. По окончании проверки составляется и подписывается акт.

Контроль строительных материалов

Мероприятия в рамках данного направления включают:

  • оценку соответствия поставленных стройматериалов, изделий, конструкций требованиям ГОСТов, ТУ и технических свидетельств, обозначенных в проекте;
  • контроль наличия, комплектности и правильности оформления документов на эти материалы и изделия.

При необходимости могут быть проведены контрольные испытания. При этом таковые должна проводить аккредитованная лаборатория.

Результаты проверки оформляются в письменном виде.

Если в ходе проверки обнаруживаются материалы ненадлежащего качества, проблема решается одним из трех способов:

  • производится замена некачественных материалов качественными;
  • параметры материалов/изделий доводятся до требуемых;
  • применяются материалы с выявленными несоответствиями, но только после согласования с заказчиком, проектировщиками и госорганами.

До тех пор, пока данный вопрос не будет решен тем или иным способом, строительные работы с использованием этих материалов не производятся.

Контроль качества работ в процессе их выполнения

Специалисты уполномоченной организации контролируют каждый этап строительных работ на предмет их соответствия действующим техническим, проектным и законодательным нормативам. Оценке подлежит качество выполнения работ и их результатов.

По итогам проверки составляется акт.

Контроль качества работ, результаты которых невозможно оценить после осуществления дальнейших операций

Типичная ситуация в строительстве — сокрытие результатов проведенных работ последующими операциями. Несвоевременное выявление нарушений может потребовать разбора конструкций или негативно повлиять на показатели безопасности возводимого объекта. Поэтому представители контролирующей организации в обязательном порядке осуществляют приемку скрываемых работ с составлением акта освидетельствования.

Строительный контроль позволяет не только соблюсти нормы законодательства, но и обеспечить спокойствие и финансовую безопасность заказчика. Регулярно проводить проверку выполняемых работ и их результатов гораздо выгоднее и эффективнее, чем исправлять несвоевременно выявленные нарушения. Поскольку заказчик далеко не всегда имеет нужную компетенцию, для осуществления строительного надзора часто прибегают к услугам сторонних экспертных организаций.

Как выбрать надежного подрядчика для строительного надзора?

От технического контроля в строительстве зависит столь многое, что доверить эту ответственную работу сомнительной организации было бы крайне неосмотрительно. О том, как выбрать надежную компанию, предоставляющую услуги строительного надзора, рассказывает генеральный директор ООО «ПСУ-5» Евгений Бурдиенко:

«Согласно законодательной базе контроль качества строительных работ — это обязанность исполнителя. Что касается собственника объекта, то у него здесь есть выбор. Можно полностью положиться на надежность подрядчика — это путь, возможно, рискованный. Другой вариант — проводить проверку самостоятельно, но для этого требуется, во-первых, время, во-вторых — специальные знания, оборудование, разрешения и т. п.

Поэтому в случаях, когда у заказчика нет ни того ни другого, мы всегда рекомендуем обращаться к профессиональным экспертам по строительному контролю.

Но здесь тоже важно не ошибиться. Таких компаний много, и перед клиентом стоит задача выбрать надежного и компетентного поставщика услуги.

Без допуска СРО ни одна фирма не имеет права заниматься строительным надзором, но наличие разрешения — это еще не гарантия профессионализма. Советуем обратить внимание и на другие моменты в деятельности компании.

Узнайте, сколько лет фирма работает на строительном рынке. От опыта зависят и профессиональный уровень, и надежность, и репутация. Так, «ПСУ-5» осуществляет свою деятельность уже 12 лет.

Желательно поинтересоваться численностью штата компании. Чем больше специалистов различной квалификации работает в фирме, тем шире спектр оказываемых услуг и тем выше их уровень.

Наконец, судить о надежности компании можно по принципам ее деятельности. Так, «ПСУ-5» действует полностью открыто: отчеты о проверках по первому требованию предоставляются заказчику, клиент может в любой момент посетить строительную площадку и воочию оценить работу экспертов».

  • 1 https://www.ohranatruda.ru/ot_biblio/normativ/data_normativ/58/58730/
  • 2 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/5cbb8e792a7a0d3653cf7ccce0de76f92e1d08d8/
  • 3 http://docs.cntd.ru/document/1200084098
  • 4 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/5cbb8e792a7a0d3653cf7ccce0de76f92e1d08d8/
  • 5 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/2ee4e043635efbdbfdd5ede9f1a28343d4284a25/
  • 6 http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72967/

Грамотный технический надзор в строительстве — возможность не только соблюсти нормы законодательства, но и обеспечить спокойствие и финансовую безопасность заказчика.

Стоимость технического надзора напрямую зависит от типа строения.

Один из принципов проведения строительного контроля — полная прозрачность. В любой момент должна быть возможность посмотреть все оперативные сведения по объекту и ознакомиться с отчетами по уже проведенным проверкам.

Действия по строительному контролю осуществляет целая бригада специалистов разного профиля, которые обладают всеми необходимыми техническими средствами.

При выборе подрядчика для строительного надзора рекомендуется обращать внимание на репутацию компании и на наличие соответствующих разрешений, в частности, допуска СРО.

Белоногова Нарцисса Николаевна Ответственный редактор

Если строительный контроль выполняется силами заказчика или застройщика, вступление последних в СРО, как и получение допуска на выполнение строительного контроля, не требуются.

Читайте также:
Какой должна быть смотровая яма в гараже: оптимальные размеры

Экспертиза квартиры перед покупкой: сколько она стоит и как ее провести?

Строительно-техническая экспертиза: назначение, порядок проведения и оформления заключения

Тепловизионное обследование: назначение и порядок проведения

© 2021 АО «Аргументы и Факты» Генеральный директор Руслан Новиков. Главный редактор еженедельника «Аргументы и Факты» Игорь Черняк. Директор по развитию цифрового направления и новым медиа АиФ.ru Денис Халаимов. Шеф-редактор сайта АиФ.ru Владимир Шушкин.

Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 “О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства”

В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:

а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;

б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте “а” настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;

в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468)

ГАРАНТ:

См. также Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009), утвержденное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору

1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее – строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.

2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.

3. Строительный контроль проводится:

лицом, осуществляющим строительство (далее – подрядчик);

застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее – заказчик).

4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.

5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно – продукция, входной контроль);

б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;

в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;

г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее – скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) приемка законченных видов (этапов) работ;

е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;

в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;

Читайте также:
Инструкция по монтажу стропильной системы для двухскатной крыши

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.

7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.

В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.

8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:

соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;

соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.

10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.

11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.

12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.

В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.

13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.

14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.

15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой “Строительный контроль”.

Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства

Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля

Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.

Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля

Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль

Строительный контроль застройщика и допуск СРО

Застройщик обязан осуществлять строительный контроль. Это следует из положений ст. 53ГрК РФ. Также выполнение функций строительного контроля может быть поручено третьему лицу (специализированной организации).

Согласно положениям ст. 55.8ГрК РФ выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе только организации и индивидуальные предприниматели, имеющие выданное саморегулируемой организацией (СРО) свидетельство о допуске к таким работам.

Однако существует довольно распространенное мнение, что застройщик, осуществляющий строительный контроль самостоятельно (силами своих сотрудников), не обязан иметь свидетельство о допуске к работам по строительному контролю и, следовательно, быть членом строительной СРО (а это весьма ощутимые затраты). Это мнение основано на том, что в Перечне видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства*(1), есть п. 32 «Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем». Именно потому, что в данном пункте говорится о лице, привлекаемом на основании договора, и появилось такое мнение. Но верно ли оно? Ведь существует и другая, прямо противоположная точка зрения.
Напомним, ст. 9.5.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за выполнение работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, без свидетельства о допуске к таким работам, если данное свидетельство является обязательным.
В статье мы ответим на вопрос: обязан ли застройщик, осуществляющий самостоятельно строительный контроль, иметь допуск СРО на эти работы, если само строительство ведет генподрядчик? Для этого рассмотрим, что же представляет собой строительный контроль. Как обычно, мы будем делать выводы с учетом арбитражной практики.

Читайте также:
Какой должна быть глубина фундамента для двухэтажного дома из пенобетона — советы специалиста

Строительный контроль

Что же такое строительный контроль? Что в него входит?

Согласно ч. 3 ст. 52ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
На основании ч. 2 ст. 53ГрК РФ строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом.
Таким образом, осуществление строительного контроля является обязанностью лиц, осуществляющих строительство. При этом застройщик, заключая договор подряда (генподряда), также обязан проводить строительный контроль.
В соответствии с ч. 8 ст. 53ГрК РФ Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 N 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение).
В силу п. 2 данного документа предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. Согласно п. 3 Положения строительный контроль осуществляется как подрядчиком, так и застройщиком.

Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком.

На подрядчика возложено проведение следующих мероприятий (п. 5 Положения):
— проверки качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
— проверки соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
— проверки соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
— освидетельствования работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточной приемки возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с заказчиком работ);
— приемки законченных видов (этапов) работ;
— проверки (совместно с заказчиком работ) соответствия законченного объекта строительства требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.

Строительный контроль, осуществляемый застройщиком.

В соответствии с п. 6 Положения застройщик проверяет:
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
— выполнение подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
— полноту и соблюдение установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
— проводит освидетельствование скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения (совместно с подрядчиком);
— проверяет совместно с подрядчиком соответствие законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
— проводит иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.
Примечание. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается (п. 10 Положения).

Ближе к практике

Кроме указанного Положения существует Свод правил «Организация строительства»*(2) (далее — СП 48.13330.2011), который также регламентирует порядок действий, направленных на реализацию строительного контроля.
Согласно п. 5.5 СП 48.13330.2011 лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль переданной ему для исполнения рабочей документации, передает застройщику (заказчику) перечень выявленных в ней недостатков, проверяет их устранение. Также лицо, осуществляющее строительство, выполняет входной контроль предоставленной застройщиком проектной документации, включая анализ ПОС и рабочей документации, проверив при этом комплектность и наличие согласований и утверждений (п. 7.1 и 7.1.1).
При этом застройщик должен осуществлять контроль и надзор за выполнением работ по договору строительного подряда.
Что говорят суды насчет строительного контроля? В Постановлении от 07.05.2013 по делу N А40-120139/12-139-1152 ФАС МО со ссылкой на СП 48.13330.2011 указал: при размещении заказа на строительные работы строительный контроль проводится и заказчиком, и подрядчиком (генеральным подрядчиком). В результате суд признал обоснованным наложение на генподрядчика штрафа в размере 250 тыс. руб. на основании ч. 1 ст. 9.4 «Нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий)» КоАП РФ.
В Постановлении ФАС ПО от 04.06.2013 по делу N А55-31805/2012 рассматривалась правомерность наказания в виде административного приостановления деятельности застройщика по строительству объекта сроком на 60 суток за нарушения, допущенные при строительстве пристроя к зданию торгово-развлекательного центра (ч. 2 ст. 9.4 КоАП РФ). Суд указал, что общество как собственник земельного участка, на котором осуществляется строительство, является застройщиком и субъектом вменяемого административного правонарушения и что им не были приняты зависящие от него меры по надлежащему осуществлению строительного контроля.
Таким образом, строительный контроль застройщика заключается в контроле за выполнением подрядчиком работ по договору строительного подряда (но не только в этом). Застройщик вправе не осуществлять контроль самостоятельно, а привлечь для этого специализированную организацию. Подрядчик, в свою очередь, в рамках своих функций строительного контроля проверяет некоторые действия застройщика (например, предоставленную им проектную и рабочую документацию, наличие согласований и утверждений).

Читайте также:
Новые технологии в строительстве коттеджей и частных домов — обзор преимуществ и недостатков

Допуск СРО на работы по осуществлению строительного контроля.

Выяснив, что представляет собой строительный контроль со стороны застройщика, вернемся к вопросу, обязан ли он иметь допуск СРО для самостоятельного осуществления строительного контроля.
В пункте 2 Письма Минрегиона РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08 «О выдаче свидетельств о допуске к работам по осуществлению строительного контроля» сказано: в соответствии с частью 2 статьи 53 Кодекса строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, а также застройщиком или заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора. При этом свидетельство о допуске требуется только лицу, привлекаемому застройщиком или заказчиком для осуществления строительного контроля на основании договора.
Казалось бы, вот она — полная ясность в этом вопросе. Однако органы государственного строительного надзора привлекают застройщиков к ответственности за отсутствие свидетельства СРО о допуске к работам по строительному контролю. Рассмотрим мнение судей.
Начнем с Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2011 N 17АП-5024/2011-АК по делу N А60-7214/2011. Управление госстройнадзора обратилось в суд с заявлением о привлечении ФГОУ «Уральский институт ГПС МЧС России» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.5.1 КоАП РФ за выполнение работ по строительному контролю без свидетельства СРО о допуске к таким работам. Институт являлся застройщиком учебного корпуса и в своих возражениях указывал на расширительное толкование судом п. 32 Перечня видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Институт ссылался на то, что согласно этому пункту работы по осуществлению строительного контроля производятся привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, то есть допуски по осуществлению строительного надзора самому застройщику или заказчику при проведении работ по строительному контролю получать нет необходимости.
Суд не согласился с этим мнением и, основываясь на Положении и СП 48.13330.2011, указал: застройщикам, осуществляющим работы по строительному контролю, необходимо получить свидетельство о допуске, выданное саморегулируемой организацией. Если строительный контроль осуществляется не силами застройщика или заказчика, а привлекаемой организацией, то соответствующее свидетельство о допуске должно быть у привлекаемой организации.
Решением суда застройщик был оштрафован, причем добиться пересмотра дела ему не удалось (Определение ВАС РФ от 09.11.2011 N ВАС-14190/11).
Аналогичный вывод сделан в Постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2013 N 17АП-5069/2013-АКу по делу N А60-3434/2013. Проанализировав нормы ГрК РФ, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также СП 48.13330.2011, суд указал: лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.
Отсутствие в Перечне вида работ по осуществлению строительного контроля непосредственно застройщиком не означает, что заказчики или застройщики не имеют права самостоятельно осуществлять строительный контроль, но и не дает оснований полагать, что для проведения строительного контроля собственными силами заказчика не требуется получение свидетельства о допуске.
При этом суд отмечает, что Перечнем установлены виды работ, влияющие на безопасность объектов капитального строительства, а также отдельно установлены виды объектов капитального строительства, проведение работ на которых требует получения свидетельства о допуске, разграничений по субъектному составу для получения свидетельств о допуске к видам работ указанный Перечень не имеет.

Обратите внимание! Суд отклонил ссылку застройщика на Письмо Минрегионразвития РФ от 06.12.2010 N 40915-ИП/08, отметив, что документ не является нормативным правовым актом.

Важно, что рассмотрение данного дела также дошло до ВАС, который вновь согласился с мнением нижестоящих судей (Определение от 01.08.2013 N ВАС-10699/13).
Мнение о том, что застройщик должен получить свидетельство СРО на осуществление строительного контроля, высказал и ФАС МО (Постановление от 04.06.2012 по делу N А40-142460/10-141-1178).

Таким образом, свидетельство о допуске к работам по осуществлению строительного контроля является обязательным как для лица, осуществляющего строительный контроль по заданию застройщика или заказчика на основании договора, так и для застройщика, если последний осуществляет строительный контроль самостоятельно (собственными силами).

А.М. Ростошинский,
эксперт журнала «Строительство:
бухгалтерский учет и налогообложение»
«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», N 10, октябрь 2013 г.
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) УтвержденПриказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
*(2) СП 48.13330.2011. Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утв. Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: